Речью ребенка необходимо заниматься с того момента, когда ваш кроха еще не произносит никаких звуков. Уже в полуторамесячном возрасте ребенок начинает тренировать свой речевой аппарат, при этом издавая различные звукосочетания: подражает различным животным, предметам техники, работающими со звуком, лепечет. В этот период нужно уделить особое внимание вашему малышу и помочь развитию этих способностей. Хорошим стимулом является одобрение мамы. Старайтесь повторять за ним звуки, покажите ваш восторг от того, что он делает.
В довербальный (доречевой) период существуют пять ключевых направлений развития малыша: научите малыша сосредотачивать внимание и реагировать на речь окружающих; развивайте игровые умения; учите соблюдать очередность высказывания; развивайте умение имитировать; поощряйте использование умений общаться в повседневной жизни.
Поиграйте с малышом в игру на узнавание предмета: по назначению («Покажи то, чем ты будешь чистить зубки»). по описанию («Он круглый, красный, резиновый, прыгает высоко, катается по полу»). Учите различать существительные, сходные по звучанию и отличающиеся только одним звуком (Бочка - Точка, Дом - Ком, Лак - Мак). Поработайте над пониманием пространственных наречий (впереди - сзади, внизу - вверху, далеко - близко). Дефицит общения с взрослым может значительно задержать развитие речи малыша. Чем больше мы будем разговаривать с ребенком в младенчестве, тем успешнее он будет учиться и общаться впоследствии.
Воспроизведение речевого звука не есть собственное слово ребенка. Его первые слова очень непохожи по своему звучанию на слова взрослых. И все же подражание необходимо. Дети всегда разговаривают на языке родителей, используя те же слова, звуки, но не механически, а выражая и отражая собственные действия, отношения, чувства, мысли, впечатления. Именно это и делает ребенка говорящим, а произнесенное им, превращается в речь. Потому очень важно научить ребенка не столько правильно произносить слово, сколько научить воспринимать мир через это слово.