25 марта (7 апреля по новому стилю) радостный звон колоколов возвещает приход дивного весеннего праздника - Благовещения Пресвятой Богородицы.
http://i044.radikal.ru/0806/36/3a09b3cc1a0e.jpg

Царь Соломон, получивший от Бога весь свет премудрости для исследования тайн природы, после того как обозрел все, что есть на небе и на земле, – прошедшее, настоящее и будущее, – решил, что в мире, под солнцем, нет ничего нового. Но в Благовещении благодатной Деве Марии Бог сотворил совершенно новое дело, какого никогда не было в прошедшие века и никогда не будет в грядущие.

Этого дня человечество ожидало более пяти тысяч лет. В божественных и пророческих книгах говорилось о пришествии в мир Спасителя. И долгожданный час наступил. Совершилось это в марте, в то же самое время, когда совершилось и творение мира. Волею небес благая весть о рождении Сына Божия пришла не к ученой знати, а в скромный городок Назарет, в бедный дом плотника Иосифа. Этому достойному человеку священники поручили по-отечески оберегать воспитанную в храме Деву Марию, давшую обет сохранить девственность. Оба они принадлежали к обедневшему царственному роду.

По преданию, однажды Мария размышляла о предсказании древнего пророка Исайи, что Спаситель должен чудесным образом родиться от Непорочной Девы, не знавшей мужа. Словно в ответ на мысли Пресвятой Девы, перед ней тихо предстал Архангел Гавриил и произнес: "Радуйся, благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах!". Это была весть о совершении величайшего таинства соединения двух естеств - Божеского и человеческого в одном лице Богочеловека. Пречистая Дева поверила, что слышит волю Божию. Ответ Ее был исполнен глубочайшего смирения: "Я - раба Божия, да будет Мне по слову твоему". Эти тихие слова преклонили небеса, и на землю сошел Сын Божий.

Совсем юная Девушка в маленьком Назарете изменила судьбу мира. Она вместила в себя невместимого Бога, Она родила Христа, потому Она - Богородица, милосердная Заступница, Невеста неневестная, Та, которую величают небесные воинства, Та, что избавляет нас от скорби и подает бесчисленные щедроты, Та, что была началом спасения нашего: Пресвятая Богородица стала нашей заступницей, просительницей за нас перед Богом, стала воистину нашей Матушкой, охраняющей и поддерживающей нас от рождения до самой смерти, а Ее благодатная помощь изливается на нас по молитвам у ее чудотворных икон.

Великий двунадесятый праздник Благовещения столь почитаем на Руси, что если, как и в этом году, выпадает в Великий пост, то пост ослабляется. Празднуется он и в Пасху, когда менее значительные праздники отменяются. Особенную любовь к этому светлому дню унаследовали русские люди от прадедов, называвших нашу землю Домом Царицы Небесной. Слова о том, что «одна слеза матери очищает от многих клевет», они с большим правом относили к благодатной Марии, нашей Матери и Матери Бога. Многочисленны наши грехи перед Богом, велик гнев Божий на нас, но одна слеза, одно слово, одно предстательство Богоматери очищает наши грехи и удаляет гнев Божий.

Исстари в день Благовещения на Руси почти в каждой семье выпускали на волю истомившихся птиц. По слову Святейшего Патриарха Алексия II, эта исполненная глубокого смысла древня традиция "символизирует дух христианской свободы, устремленность человеческой души к освобождению от пут греха и соединению с небом". Этот "святой обычай старины", о котором столь проникновенно написал А.С.Пушкин, был возрожден в 1995 году при содействии Православного общества "Радонеж" и Всероссийского общества голубеводов.

В древности празднику Благовещения давали разные имена: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение ангела Марии. О том, где и как впервые появился праздник Благовещения, ничего неизвестно. Известно, что в 560 году император Иустиниан указал дату празднования Благовещения – 25 марта (7 апреля по новому стилю).
Название праздника – Благовещение – передает главный смысл его: возвещение Деве Марии благой вести о зачатии и о рождении Ею Богомладенца Христа.
Посмотрим на икону праздника: ангел сходит к Деве, чтобы ей возвестить «Благую весть». Архангел Гавриил принес Деве Марии самую большую новость – Сын Божий становится Сыном человеческим. Исполняется пророчество Исаии, Богородица отвечает согласием на весть ангела: «Да будет мне по слову твоему». Без этого добровольного согласия Бог не мог бы стать человеком. Он не мог бы воплотиться, так как Бог не действует силой, не принуждает нас ни к чему. Человеку дана полная свобода ответить Богу согласием и любовью.
Церковное Предание говорит, что в тот момент, когда Деве Марии явился Архангел Гавриил, она читала книгу пророка Исаии, как раз те слова о рождении Мессии. «Я готова стать последней служанкой у той, которая удостоится родить Мессию», - думала она.
С Благовещением в народе связаны некоторые старинные обычаи. Говорят, что в Благовещение «птица гнезда не вьет, девица косы не плетет», т.е. всякая работа - грех.