Как готовиться к исповеди и причастию

От подготовки к таинству Покаяния и Причащения сильно зависит, насколько мы получаем очищение от грехов, их прощение и насколько Господь дарует нам свою благодать.

Приготовление к таинству покаяния называется говением, продолжается не менее 3-х дней и касается как телесной, так и духовной жизни человека. Телу предписывается воздержание, т.е. телесная чистота, исключение половой жизни, ограничение (пост). В дни поста исключается пища животного происхождения (мясное, молочное, яйца, а при строгом посте и рыба), растительная пища употребляется в умеренном количестве. Исключаются увеселения и развлечения, больше времени уделяется чтению Священного Писания, богомыслию. В дни говения следует посещать богослужения в храме и более прилежно выполнять домашнее молитвенное правило и читать хотя бы по одному канону ежедневно. Накануне причащения надо присутствовать на вечернем богослужении и прочитать дома, кроме обычных молитв на сон грядущим, канон покаянный ко Господу, каноны Богородице и ангелу хранителю. Читается также канон ко причащению и, кто может, – акафист Иисусу Сладчайшему. После полуночи не едят и не пьют. Утром прочитываются утренние молитвы и все последование ко святому причащению, кроме канона, прочитанного накануне.

Перед причастием необходима исповедь – вечером или утром перед Литургией, перед которой необходимо вспомнить все свои согрешения и решиться их исповедовать. Главное в исповеди – не только честное признание в грехах, а также искреннее переживание, сокрушение и раскаяние в них. Другой главный момент: исповедь – не только покаянное до слез признание греха, а также взятие перед Богом обета не повторять его никогда. Покаяние – это победа над самим собой и нравственное возрастание.

Труд священника-исповедника Церковь сравнивает с трудом врача. Мы приходим на исповедь, чтобы обрести исцеление от всех своих душевных и духовных недугов и для этого нужно научиться ясно и точно называть свои грехи.
Говорить нужно прежде всего о грехах, а не о проблемах и болезнях. Все грехи нужно постараться назвать в одной исповеди. Говорить нужно о своих грехах, а не о чужих. Назвать грех, который присущ в большей степени, и причину его.
Не стараться произвести хорошее впечатление, думать не о том, как я выгляжу перед людьми, а как я выгляжу перед БОГОМ.

ДЕТСКАЯ ИСПОВЕДЬ

Делом первостепенного значения в христианском, нравственном воспитании детей является сознательное исповедание грехов в Таинстве Покаяния. Исповедуя свои грехи, дети через священника властью, данной ему свыше, получают не только прощение грехов, но и наставление в нравственной жизни. Очень важно научить ребёнка осознавать свои дурные поступки и стремиться ко всему доброму.
Помогая ребёнку подготовиться к исповеди, особенно если он впервые приступает к этому спасительному Таинству, родители должны придерживаться следующих правил.
Готовить детей к исповеди нужно с любовью, кротостью, тёплым участием, делая акцент на том, что они предстоят и исповедуются Самому Господу Иисусу Христу, вопросы можно предлагать только о таких грехах, которые свойственны их возрасту.
Особенно осторожным следует быть в вопросах относительно седьмой заповеди Закона Божия, предлагая их в самой деликатной форме, чтобы не смутить ребёнка и не оставить на детской совести грязного пятна. Родители должны знать, что Церковь предписывает причащать детей непременно с исповедью с шести-семилетнего возраста, в зависимости от уровня развития ребёнка и способности осознать и исповедать свои грехи.
День исповеди и Святого Причащения должен быть для ребёнка днём праздничным и радостным. Советуйте, предлагайте пойти в храм, подготовиться к исповеди и Причастию, но ни в коем случае не заставляйте ребёнка.
Нельзя принуждать к исповеди – покаяние должно быть искренним и совершенно свободным.
Подчиняясь родительскому авторитету, ребенок какое-то время будет исполнять ваши требования, но если в нём самом не будет живой веры, искреннего стремления очиститься от совершённого греха, рано или поздно произойдёт болезненный разрыв, конфликт между вашим давлением и его свободной волей.
Если ребёнок очень волнуется и теряется, подходя к аналою, можно предложить ему дома, перед началом службы, письменно ответить на приводимые вопросы, чтобы потом прочитать их на исповеди перед священником. Важно, чтобы исповедь не сводилась к выяснению, что делал и чего не делал ребенок. Но каждый раз совершалась с искренним сокрушением о грехах и переживалась им как трагедия осознания греха, соединенная с радостью прощения от Бога. Помощь в подготовке к исповеди ни в коей мере не пред полагает посредничества между родителями и священником.
Родители ни в коем случае не должны пытаться узнать грехи своих детей и то, что сказал им батюшка на исповеди. Даже малейшие попытки и вопросы такого рода могут сломать в детской душе доверие к величайшему Таинству. Не следует родителям также подсказывать священнику, о чем нужно спросить ребёнка. Вручите исповедника и исповедующего благодати Божией, которая их умудрит и наставит.